"Не добившись успеха в районе Ораниенбаума, противник вынужден был направить свои усилия на захват Пулковских высот, решив обойти их с флангов. Утром 23 сентября, после двухчасовой артиллерийско-минометной и авиационной подготовка танки и пехота противника под прикрытием дымовой завесы атаковали войска Ленинградского фронта на участке Кискино, Галерово (западнее Пулково). Противник был встречен губительным огнем артиллерии 42-й армии, флота и контратаками 13-й стрелковой дивизии. Наступление гитлеровцев захлебнулось. Затем к исходу дня после мощной артиллерийской подготовки они повторили атаки, но вновь потерпели неудачу. Только у деревни Кискино враг оставил на поле боя до 500 человек убитыми. Так закончилась его последняя попытка крупными силами прорвать оборону войск фронта на всем южном и юго-западном участке от Финского залива до Пулково".
(Из книги "История ордена Ленина Ленинградского военного округа", Воениздат, МО СССР, М., 1974г, стр. 243).
По воле Судьбы на неделе с воскресенья 21 по субботу 27 сентября именно мне и дежурной смене, которую я, как старший оператор РЛС, возглавлял с первых же дней Отечественной войны, выпало на долю дежурить и работать в утреннюю смену (08.00 до 12.00). Потому все три вражеских массированных налета пришлись на время дежурства моей смены. В эти три дня (21, 22 и 23 сентября) вражеские бомбардировщики появлялись над заливом и Кронштадтом ровно в 10.40 . Все эти налеты, во всех деталях и фрагментах осуществлялись строго по одному и тому же сценарию и в одно и то же время с точностью до ± 2-х минут. Я наблюдал все это своими глазами и поражался тогда немецкой педантичности!
Да, "Балтийский "Перл-Харбор" врагу не удался!", но так говорить, считаю, не совсем корректно! История, как говорится, не имеет сослагательного наклонения. В том сентябре 1941 года никакой трагедии в Перл-Харборе еще не было… Кронштадтское Сражение в сентябре было беспрецедентным, и в сентябре его не с чем было сравнивать! Ну, а в том, что здесь у нас противнику не удалось реализовать фактор внезапности нападения, и, что "Балтийский "Перл-Харбор" врагу не удался!", считаю и своей заслугой, своим подвигом в Отечественной войне! За все прошедшее время – за все 70 лет (с 1941 года и по 2011 год) никто и не пытался в чем-либо доказательно опровергнуть все то, о чем пишу я! Только один Кольтюков позволил себе наговорить мне гадости за мои упреки в бездействии Института Военной истории в отношении воскрешения ПРАВДЫ о Кронштадтском Сражении…
В Институте Военной Истории МО РФ есть, к сожалению, и некоторые люди, которые считают, что нельзя сравнивать события Кронштадтского Сражения с событиями Перл-Харбора! Почему? Считают это некорректным только лишь потому, что мы в момент начала Кронштадтского Сражения находились в состоянии войны с фашистской Германией, а США до нападения Японии на Перл-Харбор, не находились в состоянии войны с Японией.
Я же считаю такую "принципиальную" позицию не просто глупой, но недопустимой, вредной или даже преступно вредной для обороны России и в настоящее время, и на будущее! Это же выходит так, что в настоящее время и в будущем нам не нужно проявлять какую-либо бдительность и должным образом охранять свой флот и другие объекты стратегического назначения от всяких случайностей или неслучайностей, т.к. мы в настоящее время ни с кем не находимся в состоянии войны… Что может быть глупее и вреднее такого взгляда на оборону страны?
Официальное письмо с этими высказываниями одного из сотрудников Института Военной истории у меня есть. Я храню его, как образец "высокой компетентности" моих оппонентов в деле обороны страны.
К сожалению, и Начальник Института Военной Истории МО РФ полковник в отставке А, Кольтюков считает, что Кронштадтское Сражение было и не сражением вовсе, а было просто рядовым событием Отечественной войны…
Такое мнение вызывает полное недоумение, тем более потому, что человек этот родился после войны, и в дальнейшем никогда не видел над собой вражеских самолетов в боевом применении!…
(По Вашему запросу могу прислать копию его письма, адресованного мне лично. )
* * *
О количестве вражеских бомбардировщиков в трех налетах Кронштадтского Сражения
После Отечественной войны, начиная, примерно, с 1965 года, когда писать о Кронштадтском Сражении стало возможным, разные авторы обзоров и исследований исторического плана в своих статьях, исследованиях, диссертациях и проч. называют разные количества бомбардировщиков противника, принимавших участие в массированных налетах на корабли и Кронштадт 21 - 23 сентября 1941 года. Цифры, которые они называют, у всех авторов разные… Кому верить? Но все эти цифры в то время могли быть взяты только из "обработанных" архивов, из донесений ротных постов ВНОС (или соответствующих им постов СНИС - морской принадлежности). Это всё посты визуального наблюдения. Ночью и в плохую погоду они, практически, ничего не видели! Эффективность их работы в условиях Отечественной войны практически оказалась близкой к нулю! Это была "техника" Первой Мировой войны. в которой скорости самолетов были вполне сравнимы со скоростью нынешних автомобилей в городских условиях…
В 1941 году донесениям постов ВНОС и СНИС нельзя было верить изначально и в принципе! Здесь много, очень много субъективного и наносного. Данные постов ВНОС обычно никогда не передавались прямо на КП ПВО. Постами наблюдения они передавались на ротные или сразу на батальонные посты ВНОС, где неизбежно подвергались некой корректировке и задержке при передаче на Главный Пост ВНОС…За время прохождения информации от постов ВНОС до Главного поста ВНОС обстановка в воздухе существенно менялась и фактически эта информация была непригодна для принятия по ней рациональных действий сил ПВО.
Верить можно было и нужно было только цифрам, которые были получены на радиолокаторах аппаратным путем с экрана индикаторного устройства РЛС. Эти данные сразу же передавались непосредственно на Командные Пункты ПВО и никем "по пути" не корректировались!
В условиях Отечественной войны система раннего предупреждения о воздушном противнике, основанная на постах ВНОС и СНИС, в связи с быстрым продвижением немецких войск вглубь нашей территории, быстро развалилась и уступила свое место радиолокационным станциям.
С учетом вышесказанного осмеливаюсь утверждать, что только у меня, как старшего оператора РЛС, не могло быть и нет никаких причин в угоду обстоятельствам преувеличивать или преуменьшать количества наблюдаемых самолетов… Называл объективно то количество самолетов, которое определял инструментально. Только радиолокатор мог дать истинную картину событий, происходивших в воздухе в тот или иной момент времени!
Во всех своих статьях, опубликованных в разных журналах, газетах и в интернете, я называю количества самолетов, участвовавших в налетах на корабли и Кронштадт 21, 22 и 23 сентября 1941 г., только в утренние часы, во время дежурства моей смены. О том, что происходило в эти же дни, но в другое время дня, не в часы моего дежурства, если я знал, то за давностью лет я уже и не помню. Могу безошибочно утверждать только то, что с целью разведки и фотографирования вражеские самолеты небольшими группами прилетали к Кронштадту и днем почти ежедневно и, иной раз, не единожды.
За пульсирующими импульсами сигналов целей на экране я умел не только видеть реальную картину воздушной обстановки, но умел и разгадывать хитроумные замыслы противника. В то время это разгадывание было для меня любимым делом, как теперь говорят, "хобби".
Далеко не каждому старшему оператору от природы дано было владение таким искусством! В то время у нас еще не было индикаторов кругового обзора. По этой причине картина воздушной обстановки не воспроизводилась на экране, как на современных индикаторах кругового обзора, а по мере вращения антенной системы (1 оборот в минуту), как бы, мысленно возникала в голове, в сознании старшего оператора. В своей памяти старший оператор РЛС должен был помнить меняющуюся картину расположения и движения всех целей в зоне обзора, направление их движения и количество самолетов в группах. Все это нужно было держать в памяти, чувствовать и понимать, "видеть" динамику событий, происходивших в воздухе, а по характеру пульсаций импульсов целей определять количества самолетов в группах… Если количество целей было больше 5, то оператор-телефонист ставил планшет с картой так, чтобы его мог видеть и старший оператор. Это существенно облегчало работу.
В то время секретность нашей техники была чрезвычайно велика. Даже наше батальонное начальство не всегда в полной мере понимало принципы работы наших РЛС. Однажды (это было уже, кажется, весной 1943 года или несколько позднее), во время работы, - во время моего дежурства, к мне в аппаратную вошел, приехавший к нам на "точку", заместитель командира батальона по политчасти подполковник М. Ф. Ермолов. Вошел в аппаратную и молча стал у меня за спиной. Стоял так, молча, около часа, внимательно смотрел, как я работаю. Периодически он наклонялся и пристально вглядывался в экран индикаторного устройства… Я не понимал, что он там ищет на экране… Стоял, молча стоял у меня за спиной… Потом (через час такого стояния) глубоко вздохнул и полушепотом спросил у меня: "А где же, все-таки, здесь самолеты??"… Он, оказывается, все ждал появления на экране самолетов с крылышками… Пульсирующие же на экране, импульсы целей ему абсолютно ничего не говорили…
Не отвлекаясь от экрана, я корректно все ему объяснил, и он ушел удовлетворенным.
Вот, как показано выше, примерно, так выглядел в то время экран индикаторного устройства на нашей РЛС типа "РЕДУТ".
Вертикальные линии (штрихи, импульсы), пересекающие горизонтальную линию развертки, это и есть импульсные сигналы целей (самолетов). Азимут цели считывался с отдельного указателя азимута, закрепленного на вращающейся части основания антенны.
На экране слева, ближе к началу развертки - это сигналы от группы самолетов. У самого начала развертки (слева) – отражения от близь-расположенных местных предметов. Одиночный самолет виделся тонкой вертикальной линией и не пульсировал. Если самолетов было более одного, сигнал всегда пульсировал. Но, конечно, характер пульсаций всегда зависел от количества самолетов, от типа самолетов, от погодных условий и ряда других факторов… В этом старшему оператору нужно было уметь разбираться. Это уже привносило и некоторую субъективность в эту сложную работу… Потому не все старшие операторы могли работать одинаково хорошо…
По виду импульсного сигнала и по характеру пульсаций импульсов в группе опытный старший оператор мог определить количество самолетов в группе. Чем он был опытнее, тем точнее мог назвать количество самолетов в группе. Эту методику определения количества самолетов в группе именно я и придумал вскоре после того, как РЛС типа "РУС-2" под Нарвой в июле 1941 года нам заменили на "РЕДУТ". На РЛС типа "РУС-2" такую методику придумать и реализовать было бы невозможно.
В 1990 году вышла из печати книга авторов-составителей Е.Ю. и Е.А. Сентяниных – "РЕДУТЫ" на защите Ленинграда", Лениздат, 1990г.. В ней на стр. 74 – 76 опубликованы воспоминания генерал-майора Сергея Николаевича Скворцова. В начале 1942 года он, молодой старший лейтенант, вывозил через Ладогу, по "Дороге жизни" роту из трех "РЕДУТОВ" на Волховский фронт – в Ладожский дивизионный район ПВО. Я был временно командирован на "РЕДУТ-9". Обучал там молодых старших операторов. Вот, что генерал-майор С.Н. Скворцов в 1989-90 году пишет обо мне в своих воспоминаниях:
"Операторы «Редутов» быстро освоили приемы определения количества самолетов в группе по виду и характеру пульсаций отраженных импульсов. Помню рядового Г. И. Гельфенштейна с «Редута-9», который особенно хорошо проявил себя в этом тонком деле и редко ошибался".
Я полностью согласен с генералом С.Н. Скворцовым в том, что точное определение количества самолетов в целях на экранах индикаторных устройств "РЕДУТОВ" того времени было действительно далеко непростым и тонким делом, граничащим с искусством.
То, что я видел и пережил в эти три дня (21, 22 и 23 сентября 1941 года), в часы и минуты Кронштадтского Сражения, я помню всю жизнь… И забыть это не смогу никогда…
Не могу не сказать здесь и о некотором преувеличении количества бомбардировщиков противника отдельными авторами, пишущими о Кронштадтском Сражении. Обычно пишут так, что именно 23 сентября утром состоялся самый крупный налет на корабли и Кронштадт (в рамках Кронштадтского Сражения. Называют и конкретные цифры (в разных статьях по разному) и эти цифры зашкаливают от 250 до 280 бомбардировщиков и, якобы, они и висели весь этот день над кораблями и Кронштадтом… Это абсолютно не соответствует действительности. Кто считал их так и с помощью каких средств это определялось? Это преувеличение, скажу прямо, было кем-то придумано для того, чтобы по возможности оправдать гибель линкора "МАРАТ". В настоящей статье (выше) я уже говорил, что немецкие пикирующие бомбардировщики "Юнкерс-87", задействованного здесь 8-го Ударного авиакорпуса во второй половине дня 24 сентября должны были улететь на московское направление для поддержки войск группы армий "Центр". Этот авиакорпус у нас под Ленинградом с трудом задержали, чтобы все же попытаться реализовать план командующего группы армий "Север" – фон Лееба… Потому в налетах 23 сентября участие пикирующих "Юнкерс-87" было минимальным! Цифры количества бомбардировщиков в трех налетах – 21, 22 и 23 сентября я указывал ПРАВИЛЬНО! Именно в этот день – 23 сентября в утреннем налете участвовало не более 160 – 180 бомбардировщиков… А "висеть" над кораблями и Кронштадтом "с утра до вечера" вообще технически и практически было просто невозможно…
* * *